- 08.04.2022
31 марта – 1 апреля состоялся седьмой ежегодный Санкт-Петербургский экономический конгресс (СПЭК-2022), организованный Институтом нового индустриального развития имени С.Ю. Витте при участии Вольного экономического общества России и Международного Союза экономистов.
Тема СПЭК-2022: «Новое индустриальное общество второго поколения (НИО.2): проблемы, факторы и перспективы развития в современной геоэкономической реальности».
За семь лет конгресс стал авторитетной площадкой для обсуждения фундаментальных вопросов технологических и гуманитарных трансформаций, проблем технологического развития и формирования нового индустриального общества второго поколения, поиска решений задач долгосрочного социально-экономического развития страны. В этом году эксперты конгресса не обошли вниманием и тенденции, связанные с меняющейся геоэкономической реальностью, вопросы краткосрочного и среднесрочного развития российской экономики.
Модератором первой сессии пленарного заседания выступил научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, академик РАН, член Президиума ВЭО России Борис Порфирьев. Вторую сессию пленарного заседания модерировал вице-президент ВЭО России, директор Института социоэкономики МФЮА Александр Бузгалин.
Выступая с пленарным докладом, президент ВЭО России, президент Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов предложил, не забывая про анализ текущей геоэкономической ситуации, обратиться к «глубинным, долгосрочным трендам технологического и социально-экономического развития, предпосылкам сложившейся ситуации, чтобы попытаться нащупать рациональный сценарий развития событий в посткризисном социуме и экономике». «Два мировых кризиса и пандемия, ставшая триггером последнего из них, глубокие геополитэкономические конфликты – все они показали, что глобальные проблемы – это не абстрактная материя, но актуальнейшая практическая проблема, точнее, система проблем, обусловленных совокупностью столь же глобальных угроз. Накладываясь на обострение геополитических противоречий, эти угрозы превращают наше бытие в непрерывный поиск стратегических решений, которые должны быть одновременно и актуальной реакцией на происходящее, и последовательным долговременным курсом, решающим задачи. И это не просто поиск выхода из долговременной стагнации, это поиск перехода к новому качеству развития», – подчеркнул президент ВЭО России.
России необходима новая экономическая модель – «экономика сотрудничества», для которой характерны политический и общественный солидаризм, ориентация на рост социальных параметров, первостепенное удовлетворение социальных потребностей населения, полагает Сергей Бодрунов.
Среди задач, которые следует решить для перехода к новой экономической модели, а впоследствии и к новому индустриальному обществу второго поколения, президент ВЭО России назвал реиндустриализацию на основе формирования и быстрого развития знаниемкого производства, реинтеграцию науки и образования, эволюционную трансформацию отношений собственности на основе развития институтов совладения, шеринга, солидаризацию и социализацию, направленную на развитие общества, в котором создаются равные стартовые социально-экономические условия для всех его членов. В решении этих задач, по мнению Сергея Бодрунова, помогут стратегическое планирование, активная промышленная политика, поддержка экономических форм деятельности, направленных на трансформацию отношений собственности, развитие общедоступного здравоохранения, образования, культуры наряду с использованием механизмов, близких к так называемому безусловному базовому доходу.
Директор ИНП РАН, член Правления ВЭО России, член-корреспондент РАН Александр Широв посвятил свой доклад основным направлениям трансформации экономической политики в России в новой геоэкономической реальности.
«Ситуация уникальна тем, что впервые за последние 30 лет мы имеем трансформационный шок, который неизбежно приведет к изменению ключевых постулатов макроэкономической политики», – пояснил ученый.
По словам Александра Широва, если до конца февраля этого года ключевым условием российской макроэкономической политики был профицит торгового баланса, то в сложивших условиях ясно – российская экономика так или иначе будет дрейфовать в сторону сбалансированной внешней торговли.
«Если до известных событий мы использовали механизмы многоуровневого резервирования как в финансовой, так и в бюджетной системе, то сейчас мы стоим перед необходимостью интенсификации расходов и использовании тех ресурсов, которые есть в распоряжении властей, – добавил Александр Широв. – Если раньше значительная часть промежуточной продукции формировалась по принципу экспортного паритета, то теперь, безусловно, экспортный паритет невозможен, и мы стоим перед необходимостью сдерживания цен на промежуточную продукцию. Наконец, если раньше мы могли замещать разрывы в производственных технологических цепочках за счет импорта, то сегодня нам нужно выстраивать производственные цепочки на основе импортозамещения, и это создает колоссальный вызов для всей научно-технологической политики».
По оценкам ИНП РАН, падение импорта по итогам 2022 года может составить 40%. Не менее серьезным будет и сокращение экспорта, в том числе из-за нарушения логистических цепочек. ВВП России может сократиться на 5,1%.
Что касается доходов населения, многое будет зависеть от антикризисного пакета, который будет принят правительством, отметил Александр Широв.
«Если индексация зарплат в бюджетном секторе и социальных выплат будет отвечать параметрам инфляции, которые будут по этому году, то в принципе можно иметь ситуацию, когда совокупные денежные доходы населения упадут всего на 5%», – пояснил ученый.
По словам Александра Широва, российская экономика имеет дело с шоком неконъюнктурного характера и ее компенсационные возможности достаточно высоки.
«Главное – не допустить ошибок, в том числе относительно динамики цен, и недостаточно оперативной поддержки секторов экономики, а в целом – никакой катастрофы в текущей ситуации мы не видим», – резюмировал директор ИНП РАН.
Говоря о текущей геоэкономической ситуации, руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов отметил, что Россия столкнулась с глобальным шоком доступа к рынкам, к ресурсам развития, разрушением сложившихся кооперационных цепочек и экосистем.
По мнению эксперта, чтобы перейти к развитию в условиях санкций, в стране следует на первом этапе предотвратить рост безработицы, а главное –«массового обнищания малообеспеченных работающих», решая одновременно задачи обеспечения критического импорта и борьбы с инфляцией.
На втором этапе нужно концентрировать ресурсы на ключевых задачах развития – импортозамещении, развитии малого и среднего бизнеса и его дерегулировании, а затем переходить к экономическому росту на базе кооперации с дружественными странами и сложного импортозамещения.
По мнению министра по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, академика РАН, вице-президента ВЭО России Сергея Глазьева, основной резерв для роста российской экономики – это неиспользуемый научно-промышленный потенциал, в частности, загрузка свободных производственных мощностей.
«Производственные мощности в значительной степени не загружены, потому что нет доступных кредитов для финансирования оборотных средств.
Сегодня все отрасли, кроме добывающей промышленности и металлургии (плюс субсидируемые процентные ставки для сельского хозяйства), не имеют доступа к кредитам», – пояснил академик РАН.
Единственный способ обеспечить импортозамещение, модернизацию экономики, рывок к новому индустриальному обществу – это целевая кредитная политика с использованием специальных инструментов рефинансирования, рассказал ученый.
«Центральный банк предоставляет уполномоченным коммерческим банкам кредиты по ставке до 1% годовых, уполномоченные коммерческие банки предоставляют заемщикам в реальном секторе кредиты по ставке не более 3% годовых в соответствии с приоритетами, которые устанавливает правительство, и исходя из стратегического планирования», – пояснил Сергей Глазьев.
Академик РАН отметил, что, проводя такую денежно-кредитную политику, можно выйти на 10% прирост промышленного производства.
Заведующий Центром институционально-эволюционной экономики и прикладных проблем воспроизводства Института экономики РАН, академик РАН Владимир Маевскиий отметил, что для активизации импортозамещения в ряде ключевых отраслей реального сектора нужны новые подходы со стороны денежных властей.
«Одним из таких подходов могла бы стать концепция оптимальной политики монетарного стимулирования экономического роста, в рамках которой главную роль играет поиск компромисса между ростом и инфляцией», – рассказал ученый.
По мнению академика РАН Абела Аганбегяна, в текущей ситуации, в первую очередь, следует поддержать уровень жизни населения в связи с угрозой роста безработицы и инфляции, в частности повысить минимальную заработную плату, пенсии, пособие по безработице, продолжать оказывать помощь многодетным семьям.
«Самое сложное – повернуть банковскую систему лицом к проблемам развития страны. Банковская система в России – это 120 трлн рублей, а доля инвестиционного кредита там всего 8% против 45% в развитых странах и 30% в развивающих», – добавил ученый.
Главный экономист ВЭБ.РФ, член Правления ВЭО России Андрей Клепач среди болевых точек нашей экономической политики назвал науку.
«Очевидно, что решить задачи импортозамещения, суверенитета страны без опережающего развития науки, в частности прикладной науки, мы не сможем. Нужны кардинальные изменения и финансовой, и денежной политики. Очевидно, что финансовая политика с бюджетным правилом, с накоплением огромных избыточных сбережений «заблокирует» решение системных вопросов по науке, образованию, здравоохранению», – отметил ученый.
Новая геоэкономическая ситуация требует новой экономической политики в сфере науки и образования, согласился с коллегами первый заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы, член Президиума ВЭО России Олег Смолин.
По мнению депутата, для обеспечения научно-технологического прорыва необходима дебюрократизация управления наукой и образованием, новая кадровая политика в сфере науки и образования, увеличение бюджетного набора студентов и определение приоритетных направлений подготовки будущих специалистов, научно-технического развития и создание научно-технических проектов в их рамках, переориентация системы школьного образования на нужды модернизации страны и новой реиндустриализации, то есть корректировка учебного плана для воспитания специалистов, которые будут нужны стране. Так, в учебных планах современной России по сравнению с советскими планами были сокращены часы для изучения математики, физики, химии и биологии – это то, что должны знать будущие инженеры, врачи, ученые, подчеркнул Олег Смолин.
Отчет о проведении СПЭК-2022 можно прочитать здесь: