- 13.04.2020
После каникул УрГЭУ возобновил обучение в дистанционном режиме. В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ к онлайн-занятиям с 6 апреля приступили преподаватели и студенты всех форм обучения бакалавриата и магистратуры.
С вопросами о том, как прошла первая неделя обучения, удалось ли перестроиться на новый формат взаимодействия, мы обратились и к преподавателям, и к студентам.
6 апреля в Институте магистратуры началась сессия. Как заверила директор Института Наталья Вербицкая, обучение проходит в штатном режиме и в соответствии с расписанием. «В плановом режиме готовимся к следующей сессии, которая начнётся 20 мая. В настоящее время Министерство науки и высшего образования РФ проводит вебинар, где дает рекомендации по защитам ВКР, которые в этом году также пройдут онлайн. Иногда возникают вопросы с выдачей справок, потому что электронные справки не всегда принимаются работодателями, тогда отправляем их почтой». Наталья Вербицкая читает лекции магистрантам с помощью домашнего ноутбука и отмечает интересную динамику роста посещаемости занятий: «Магистранты, как правило, взрослые, работающие люди. Если очно не у всех получалось приехать на лекцию, то удаленно посещаемость выросла в разы», − замечает она.
Заведующий кафедрой публичного права УрГЭУ Денис Гончаров подчеркнул, что из трёх порталов − ЭОР, ИНДО и Microsoft Teams, где он ведет онлайн-обучение, соединение более устойчивое на последнем. На канале Microsoft Teams не только ведут лекции, но и проводят онлайн-совещания с сотрудниками кафедры, решают кадровые, рабочие вопросы. «Студенты осуществляют выход в онлайн с разных, имеющихся в распоряжении устройств, у кого-то нет видеокамеры, у кого-то микрофона, − посвятил он в детали. – Поэтому, как правило, студенты не смотрят, а слушают лекцию и пишут вопросы или отвечают в чат. Иногда и мне не достается места за домашним ноутбуком, веду занятия с телефона, чтобы добиться хорошего качества, приходится перезагружаться. Но все лекции проходят по расписанию, ни одного занятия сорвано не было. Вчера принимал экзамен у студентов ИНДО, пришлось постараться, чтобы увидеть лицо каждого, кто сдавал экзамен. Некоторых идентифицировали с помощью WhatsApp». Также он добавил, что на дистанционном обучении студенты без дела не сидят, участвуют в семинарах, сдают контрольные точки. Хотя Денис Гончаров отмечает, что в отличие от студентов не все преподаватели смогли перестроиться на онлайн-обучение, поэтому у него выросла лекционная нагрузка.
«Формат дистанционного образования мне привычен. Мой опыт работы в онлайне − уже лет десять! – рассказал и. о. заведующего кафедрой менеджмента и предпринимательства УрГЭУ Андрей Плахин. − Онлайн-обучение − это устойчивый тренд, который наблюдается в системе образования последние несколько лет. Современная динамичная жизнь, глобализация образования определяют необходимость адаптироваться преподавателей и студентов к применению электронных и дистанционных образовательных технологий. Благодаря технологиям появляется возможность, находясь на рабочем месте или в дороге, используя ноутбук или любой другой гаджет, быть всегда на связи и в плотном контакте». Андрей Плахин уверен, что будущее в образовании за цифровыми технологиями, которые позволят формировать не только учебно-методическую базу, но и верификацию учащегося на основе Face ID, цифровой электронной подписи и других технологий. «Думаю, все продвинутые уже давно в этой теме и в тренде», − считает он.
Конечно, не всех студентов радует дистанционное образование, все привыкли к живому общению. Одни сетуют, что задавать им стали больше, многое приходится изучать самостоятельно, к чему готовы не все. Другие отмечают, что некоторые преподаватели недостаточно объясняют задания в сопроводительных письмах, из-за чего возникает недопонимание и рождается много вопросов.
Оксана, Институт экономики УрГЭУ: «Очень неудобно, срок сдачи всех контрольных работ нужно отслеживать самостоятельно. Хотя бы на почту приходило оповещение. Так как предметов много, контрольных ещё больше, я не успеваю!»
О том, что приходится мобилизовываться и становиться самостоятельнее, говорят и другие.
Анастасия, студент ГМУ: «Для меня главный минус онлайн-учебы – это недостаточное качество интернет-соединения, так как из-за этого сокращается время семинара и на выполнение задания меньше времени остаётся».
Лейла, 2 курс: «Сперва новый формат обучения не вызывал особого энтузиазма среди студентов, ведь возникал вопрос: можно ли полностью заменить традиционные занятия на дистанционные? Спустя почти 3 недели обучения можно с уверенностью заявить, что этот вопрос снят. Благодаря усилиям университета и преподавателей удалось не только обеспечить налаженную работу с точки зрения технического аспекта, но и сохранить эффективность лекционных и семинарских занятий, так как по-прежнему остается возможность взаимодействовать с преподавателями и задавать им интересующие вопросы. Кроме того, нам предоставлены все необходимые методические указания и электронные ресурсы, что делает дистанционное обучение сравнимым с традиционным».
Студент Владимир: «Дистанционное обучение – это современный подход к решению проблемы обучения в период пандемии.
Наш университет оперативно среагировал и подготовил всё для комфортного обучения.
Все очень просто: Zoom, Teams – интуитивно понятные приложения, на которых мы смотрим лекции, можем задавать вопросы преподавателям как письменно, так и устно, через микрофон. В общем, все как в университете, только дома и с чайком. На портале университета мы видим задания, оценки за работы и личный рейтинг.
Также хочется отметить преподавателей, которые для нашего удобства создают беседы в WhatsApp, где нам ещё раз напоминают о сроках сдачи и отвечают на все вопросы. Главное в такой ситуации – определённость, ясность и удобство».
Студент Андрей : «С 23 марта мы учимся дистанционно. Лично мне данный формат очень нравится. Во-первых, я получаю достаточный объём информации от преподавателей, но при этом остаюсь дома, нахожусь в комфортной для себя рабочей атмосфере. Также теперь у меня есть возможность пересмотреть лекцию или прочитать выданные материалы преподавателем по теме, если я что-то не понял. Неоспоримым плюсом является то, что теперь я не трачу с утра несколько часов на сборы и дорогу до университета, просыпаюсь за 10 минут до занятия и спокойно занимаюсь. В связи с такими изменениями, у меня впервые за год нормализовался режим дня, теперь я ложусь в 10-11 часов вечера, а встаю в 7-8 без будильника, хотя раньше мог лечь в четыре или в пять часов утра. Также появилось много свободного времени на хобби и общение с семьей. Ещё одним плюсом является то, что преподаватели стали более доступны для связи со студентом. Теперь я могу в любой момент написать тому или иному преподавателю с возникшими вопросами или проблемами по его дисциплине, а они с охотой идут на контакт, стараются помочь и объяснить непонятый материал индивидуально, идут на встречу студенту».
Студент: «Несмотря на сложную ситуацию, связанную с коронавирусом, и вызванную ей необходимостью введения карантина, дистанционное обучение на портале УрГЭУ не уступает по качеству очному посещению занятий в университете. Интерфейс сайта очень удобен в использовании: студенты подписаны на все необходимые им дисциплины, поля для прикрепления файлов самостоятельных работ и чаты для связи с преподавателями достойно выполняют свои функции. Кроме того, данный формат обучения экономит время студентов, поскольку выполнять задания можно в любое свободное от онлайн-занятий время, укладываясь в сроки. Плюсом также является электронный обмен выполненных работ с преподавателями: сокращаются время и, в некоторых случаях, деньги на печать учебных работ, преподаватели проверяют и оценивают выполнение заданий, отвечая каждому студенту индивидуально по поводу достоинств и недочётов его работы».
Также студенты высказывают пожелания, чтобы преподаватели сохраняли в Teams все видеолекции, а не избранные, чтобы их можно было смотреть и в записи. При этом другие ребята отмечают удобную систему отчётности и хорошее качество порталов.
Что касается технических проблем, то они, безусловно, решаются и далее их не будет совсем. Придет и опыт дистанционного общения. Преподаватели перестроятся на новый формат обучения, а студенты самоорганизуются.