Координационный совет строился вокруг темы оценки и формирования универсальных, иначе говоря, надпрофессиональных, компетенций. Часто их называют soft skills (гибкие навыки), но суть всех понятий одна — это умения и качества личности, позволяющие эффективно взаимодействовать внутри профессионального сообщества, помогающие ему профессионально развиваться, строить карьеру, управлять и/или быть наставником. Что важнее — профессиональные знания или личностные качества?

Главными спикерами на столь важную тему были Олег Чемезов, заместитель Губернатора Свердловской области, ЮрийБиктуганов, министр образования и молодежной политики Свердловской области, Татьяна Гладкова, заместитель министра экономики и территориального развития Свердловской области, АртемШадрин , генеральный директор АНО «Национальное агентство развития квалификаций», Яков Силин, ректор Уральского государственного экономического университета и Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей». Модератором выступила Светлана Долженко, заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом УрГЭУ, президент Свердловской региональной общественной организации «Ассоциация руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами»

Опрос среди участников Координационного совета, проведенный кафедрой экономики труда и управления персоналом УрГЭУ, показал, что 47,4% экспертов считает, что важность профессиональных и универсальных компетенций на рынке труда одинакова (50/50), еще 26,3% считают, что надпрофессиональные (универсальные) компетенции для современного специалиста важнее (70/30%).

С этим выводом полностью согласен Олег Чемезов, который считает, что учиться нужно всю жизнь, сам он повышает квалификацию, причем в разных областях примерно раз в два года, значит, говорит он, «если разделить 30 лет трудового стажа на 2, я использую в работе одновременно до 15 разных навыков». Однако есть две ключевых компетенции, о которых заместитель Губернатора говорит как об универсальных: умение коммуницировать на любом уровне и умение изменяться, причем как вслед за развитием технологий, так и для совершенствования личности.

Но как измерить количество и качество профессиональных и надпрофесиональных навыков? Об этом говорил Дмитрий Гужеля, поставив во главу угла внедрение гибких навыков в карьерную, социальную и общественную жизнь каждого человека. Так как АНО «Россия — страна возможностей» (РСВ) занимается массовыми федеральными конкурсами и отборами. По его словам, пропустив за три года через конкурсы больше 8 млн человек, РСВ приобрел колоссальный опыт в оценке компетенций, в первую очередь, «софтовых» компетенций, а во-вторых стало очевидным , что необходимо сформировать единую онтологическую систему, в которую бы входили умения и качества, успешно продвигающие человека по его жизни. Создание Центров компетенций (ЦК) на базе университетов страны — одна из задач РСВ. Университеты — та «качественная смычка между работодателем и студентом, где можно создать единое пространство для оценки по компетенциям, обучению и выстраиванию дальнейшего карьерного и траекторного развития молодых людей».

В ходе Координационного совета было подписано соглашения между президентской платформой «Россия – страна возможностей» и Уральским государственным экономическим университетом.

Комментируя это событие, ректор УрГЭУ Яков Силин высказался о необходимости встраиванияметодик развития гибких навыков в образовательный процесс: "Подписание соглашения с РСВ для УРГЭУ неслучайно. Мы видим, что развитие гибких навыков студентов является одной из авторитетных задач Центра компетенций. И это тесно переплетается с образовательной политикой университета. Оптимальность размещения ЦК в УРГЭУ обосновывается ролью университета в кадровом обеспечении экономики Урала». Обращаясь к представителям крупных региональных работодателей-промпредприятий, ректор подчеркнул, что они смогут пользоваться базой специалистов, прошедших тестирование, чтобы выбрать наиболее подходящих для них. Тем самым эффективнее будет решаться задача трудоустройства выпускников в «своем» регионе.

Татьяна Гладкова поддержала создание условий для развития универсальных навыков наравне с профессиональными, так как считает, что они помогают быстрее строить карьеру. Зам.министра отметила необходимость предоставления возможностей оценить и развить свои компетенции не только студентам и выпускникам вузов, но и работающим гражданам.

Артем Шадрин уверен, что компетенции можно «наработать в рамках реально работающих механизмов: образовательных программ с применением элементов дуального образования и научно-прикладные проекты». Компетенциями XXI века являются не только профессиональные, но такие как умение принимать решение, обрабатывать информацию, планировать и организовывать свою деятельность».

Участники Координационного совета единодушно считают, что для продуктивного построения траектории развития личности необходима синхронизация систем оценок компетенций, сформировавшихся на разных платформах, например, при оценке квалификации с опорой на профстандарты и при оценке участника конкурса президентской платформы.

В этот же день в рамках деловой программы Международной промышленной выставки ИННОПРОМ состоялась Фокус-группа «Надпрофессиональные компетенции специалиста в VUCA мире: важность, развитие, оценка».

Работа фокус-группы проводилась в рамках научного исследования кафедры Экономики труда и управления персоналом УрГЭУ, поддержанного грантом РФФИ. Цель изысканий - определение возможных путей повышения эффективности взаимодействия стейкхолдеров образовательного процесса - участвующих и заинтересованных в продуктивности преподавателей, работодателей и студентов - в развитии надпрофессиональных компетенций специалистов для эффективности в быстроменяющемся, хаотичном мире.

Модератором фокус-группы выступила Анастасия Пеша, канд.экон.наук, заместмитель зав кафедрой экономики труда и управления персоналом УрГЭУ. Экспертами были Татьяна Кансафарова, канд.техн.наук, исполнительный вице-президент Регионального объединения работодателей «Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей», Светлана Долженко, канд.экон.наук, и.о. завкафедрой экономики труда и управления персоналом УрГЭУ и Марина Николаева, канд.пед.наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики Института общественных наук УрГПУ

 
Пресс-служба УрГЭУ